Аналитическая психология К.Г.Юнга

 

Светлана Маслова (с) 1996

Аналитическая психология К.Г.Юнга

Аналитическая психология Юнга          Аналитическая психология хорошо известна в нашей стране. К этому направлению психологии и психотерапии проявляют интерес не только профессионалы, но и люди самых 
разных профессий и областей знания, стремящиеся побольше узнать о своем внутреннем мире, о взаимосвязи индивидуальных судеб с культурным наследием, о тайнах рождения образов сновидений и художественного творчества.

          Сегодня многие знакомы с работами основателя аналитической психологии - К.Г.Юнга. Он был одним из наиболее талантливых учеников З. Фрейда, продолжателем идей великого мастера психоанализа. Однако именно развитие психоаналитических идей привело Юнга к их критике, а затем - к разрыву с учителем, который был тяжелым испытанием для них обоих.

          Многие идеи Юнга стали сегодня органичной частью мировой культуры. Прежде всего - это учение об архетипах и коллективном бессознательном. Юнг отказался от натурализма и детерминизма в психологическом знании. В своем изучении человеческой психики он широко использовал опыт философии, истории и культурологии, а также древние эзотерические учения, поэтому его работы представляют ценность не только для психологии, но и для многих смежных гуманитарных дисциплин. Юнг утверждал, что психология - одна из немногих наук, которая должна принимать во внимание субъективный фактор, неповторимое своеобразие духовного мира каждого человека, поэтому она не может основываться только на рациональном знании. В одной из своих работ он писал: «Полнота жизни закономерна и не закономерна, рациональна и иррациональна... Психология, удовлетворяющая один лишь интеллект, никогда не является практичной, ибо целостность души никогда не улавливается одним лишь интеллектом». Сознание и бессознательное не противостоят друг другу, они изначально едины и дополняют друг друга. Поэтому задачей психотерапии Юнг видел интеграцию сознания и бессознательного, внутреннего и внешнего, возвращение к изначальной целостности.

          Одна из важных составных частей учения Юнга - это его развитие теории комплексов. Обычно со словом комплекс у нас ассоциируется нечто негативное, препятствующее счастью и благополучию. Считается, что именно «человеку с комплексами» необходима помощь психотерапевта или психоаналитика. Действительно, присутствие комплекса невозможно заглушить транквилизаторами или гипнозом - после временной передышки он напоминает о себе вновь и вновь. Комплексу необходимо «дать слово», прислушаться к его скрытому смыслу и тогда он из препятствия превратиться в очередную ступень на пути развития личности. Юнг не связывал с понятием комплекса нечто заведомо отрицательное. Он утверждал, что комплексы присущи всем людям - больным и здоровым, вспыльчивым и уравновешенным. Согласно Юнгу, комплекс - это психическое содержимое, заряженное эмоциональной энергией, они представляют собой отдельные автономные субличности. Поэтому в проявлении комплексов Юнг видел знаки развития человека. Задача аналитика - помочь анализируемому установить контакт со своими комплексами, услышать голос каждой из своих субличностей и способствовать их интеграции.

          Один из главных методов, используемых Юнгом и его последователями в своей практической работе является активное воображение. При этом анализируемый наблюдает за образами бессознательного, возникающими в его воображении, а аналитик помогает ему в понимании этих образов. Картины, создаваемые бессознательным (в сновидениях или в активном воображении) Юнг расценивал как символы, наделенные определенным содержанием. В отличие от Фрейда, он не редуцировал образы сновидений к симптомам невротических заболеваний, а видел в каждом из них ключ к решению проблемы, наделенный глубоко личностным содержанием. Юнг называл символ преобразователем энергии: «неассимилируемая в форме невротических симптомов энергия бессознательного трансформируется в сознательную позицию посредством символа, будь он предъявлен в форме сна, или в любой другой, в которой выражает себя бессознательное».

          Аналитическая психология, в отличие от классического психоанализа, широко использует методы, основанные на раскрытии творческих способностей : рисование, сандплей (построение мира в песочнице), лепку, игру на музыкальных инструментах. Основное ядро этого направления психотерапии - это создание условий для раскрытия содержаний бессознательного, для их понимания и интеграции. Не случайно Юнг сравнивал кабинет аналитического психолога с алхимической лабораторией - процесс духовной трансформации основан и на знании, и на интуиции, он требует соблюдения строгих рамок, но в то же
время отличается спонтанностью и непредсказуемостью. Прохождение анализа имеет строгие временные рамки - от 1 до трех встреч в неделю по 50 минут в течении минимум года. Работа аналитического психолога ориентирована не на устранение симптома, но ставит своей задачей глубокую внутреннюю трансформацию, включающую «переписывание личной истории».

          Работа со сновидением остается одним из наиболее широко используемых методов в практике аналитических психологов. Поэтому мы остановимся на одном случае из практики, который был предложен для обсуждения на группе супервидения одной из наших коллег. Имена терапевта и клиента были изменены, что предусмотрено правилами психотерапевтической этики. Аналитическая психология Юнга

          Сновидение клиентки (назовем ее Наташа), 26 лет. Она проходила анализ у терапевта аналитической ориентации в течении 2 лет, после чего по ее просьбе был сделан перерыв. Проблема, с которой она обратилась - отношения с ее другом. Она переживала из-за его ненадежности, легкомыслия, частых измен и ей не удавалось ни изменить сложившийся стиль отношений, ни решиться на разрыв со своим другом. Проблема усугублялась общей неустроенностью в жизни: отсутствием постоянной работы, денег. Первые сеансы были довольно болезненными для Наташи: ей пришлось взглянуть на свою теневую сторону, признать свои собственные недостатки, мешающие ей устроить свою жизнь так, как ей бы хотелось. Однако спустя полгода ей удалось стать более уверенной в себе, более трезво оценивать окружающий мир и других людей. Постепенно в ее жизни стали происходить изменения к лучшему. Наташа устроилась на работу, которая вполне устраивала ее материально, пересмотрела свои отношения с друзьями и подругами. По ее словам, она стала чувствовать себя более самодостаточной, независимой от других. Она рассталась со своим другом и стала встречаться с другим мужчиной. Она не считала, что решила полностью свои проблемы отношений с мужчинами, но чувствовала себя в силах справиться с ними самостоятельно, поэтому попросила сделать перерыв в анализе. Спустя три месяца она позвонила своему терапевту (назовем ее Марина) и попросила о встрече. Наташа рассказала, что ей приснился сон, в котором одной из ключевых фигур была ее терапевт. Вот содержание этого сна:


Марина приходит домой к Наташе и сообщает ей, что здесь у нее назначена встреча с одним мужчиной, с которым ей нужно «разобраться». Чтобы успокоить Наташу, Марина говорит ей: «Ты не волнуйся, я его только немножко попугаю, порежу бритвой и отпущу». Через несколько минут раздается звонок в дверь, Марина открывает и в квартиру заходит мужчина, довольно высокий, плотной комплекции. Он вместе с Мариной заходит в Наташину комнату, они закрывают за собой дверь, а Наташа остается ждать на кухне. Но через какое-то время Наташа не выдерживает и заходит в комнату посмотреть, что там происходит. Она с ужасом видит, что мужчина, истекая кровью, лежит на ее кровати, а Марина оборачивается к ней и говорит: «Знаешь, я решила не оставлять его в живых. Лучше я его прикончу». Сказав это, Марина совершенно хладнокровно проводит бритвой по горлу несчастного мужчины и тот умирает. «Теперь помоги мне убрать его отсюда,» - говорит Марина. Они вместе расчленяют труп, прячут его в мешок и выбрасывают в контейнеры для мусора рядом с домом. Все это время Наташа испытывает ужас и отвращение, но ей ничего не остается, как помогать Марине избавиться от тела.

После ухода Марины Наташа мучается угрызениями совести, она понимает, что произошло нечто ужасное и она к этому причастна. Через несколько дней она идет в милицию, чтобы обо всем рассказать, «облегчить душу». Но милиционеры не проявляют никакого интереса к ее признанию. Они слушают ее с равнодушным видом: «А почему мы, собственно, должны Вам верить? Может, Вы все это выдумали.» «Но я могу Вам описать этого мужчину, показать куда мы спрятали тело», - говорит Наташа и рассказывает, как выглядел этот человек. Милиционеры только пожимают плечами: «Никто не заявлял о пропаже человека с такими приметами. Если заявят - мы Вас вызовем. А сейчас идите домой и не отрывайте нас от работы».


На этом сновидение заканчивается.

          Сразу бросается в глаза, что это сновидение полно агрессии и чувства вины. По словам Наташи, больше всего ее поразило, с каким хладнокровием Марина «прикончила» свою жертву, «не дрогнувшей рукой». Но с не меньшим удивлением Наташа говорила и о том, что все это произошло с ее молчаливого согласия, она даже не пыталась помешать Марине. При этом ее мучило глубочайшее чувство вины за случившееся, а нежелание милиционеров приняться за расследование и наказать виновных делало ее состояние еще более тягостным... По этому поводу вспоминается один старый анекдот, горячо любимый многими психотерапевтами: Говорит мазохист садисту: «Помучь меня! Ну пожалуйста!» Садист в ответ: «А вот не буду!».

          В жизни Наташи действительно произошли определенные изменения, но она еще внутренне не до конца приняла их. Процесс интеграции на определенных стадиях неизбежно связан с разрушением, отреагированием отрицательных эмоций. Образ мужчины, присущий внутреннему миру Наташи (говоря языком аналитической психологии - ее анимус) - это человек сильный, наделенный обаянием, «умеющий жить», но при этом ненадежный и достаточно деспотичный. Проецируя этот образ во вне, Наташа выбирала себе мужчин именно такого типа. До определенного момента она восхищалась его достоинствами и успевала сильно привязаться к нему, «впасть в зависимость», как называет это она сама. Но со временем закрывать глаза на теневые стороны его характера становилось невозможно и в душе Наташи копилась агрессия, которую она не позволяла себе проявлять по отношению к своему другу, поскольку боялась потерять его. Долгое время Наташа была уверена, что ей вообще не свойственна агрессия. Она - человек добрый, мягкий, живущий по определенным правилам, с четкими представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Она скорее станет невинной жертвой, чем агрессором. Таков ее сознательный образ себя. Противоположные черты характера - агрессивность, импульсивность, отсутствие четких правил поведения - оказались вытесненными в бессознательное и сформировали образ Наташиной тени. Самым подходящим «экраном» для проекции этого образа оказалась Марина - Наташин психотерапевт. Возможно, что это послужило одной из бессознательных причин Наташиной просьбы о перерыве в их работе, а затем проявилось в одном из образов сновидения.

          Этот сон свидетельствует о серьезных изменениях, произошедших во внутреннем мире Наташи, в ее картине мира. Оказалось, что проявление агрессии не всегда предосудительно и не всегда наказуемо. Правда, в Наташином сне агрессивность по прежнему представлена в «черных тонах» - злодей истязает беззащитную жертву (но теперь мужчина и женщина меняются ролями по сравнению с изначальной «расстановкой сил» в Наташином сценарии). Во время сеанса терапевтом было предложено поискать другую метафору для выражения агрессии: например - поединок, турнир, состязание и т.д., где агрессивные действия не противоречили бы представлениям о чести и порядочности, а напротив, были бы проявлением доблести и отваги.

          В завершении приведем интерпретацию этого сна прибегнув к символам алхимии. Аналитическая психология использует учение алхимиков о трех мирах - нигредо, альбедо и рубедо для описания тех процессов, которые происходят в человеческой душе. Сон Наташи символизирует пребывание в первом из них - нигредо. Это - мир мрака, распада, избавления от отживших форм и представлений. Вот что пишет об этой стадии современный психолог Р. Боснак: «В нигредо любой процесс освобождается от оков, в которых он долго пребывал. Алхимики говорили, что наступает омертвение, умирает старый король. Отмирают отжившие, сковывающие нас формы, теперь мы свободны для поиска нового. Омертвевший душевный материал распадается на части. По старому жить уже нельзя. Задача нигредо состоит в том, чтобы закрыть от нас свет, чтобы наши глаза привыкли к темноте... Все комплексы, находившиеся до сих пор под контролем сознания, вырываются на свободу. Сознание теряет свою власть над миром, и в него устремляются образы бессознательного.» В этом смысле убийство и расчленение трупа мужчины в Наташином сне символизирует избавление от прежнего образа мужчины, ее анимуса, и необходимость поиска нового его образа. Это происходит благодаря высвобождению скованной прежде энергии, сконцентрированном в теневом образе. В сновидении произошла встреча с незнакомыми ранее образами бессознательного, их интеграция - задача следующих психотерапевтических сеансов.

 ОТКРЫТЫЙ ВЕБИНАР "ДИАЛОГИ СО СНОВИДЕНИЯМИ"

Другие мои статьи  на тему

Аналитическая психология Юнга

Некоторые термины из области психоанализа и аналитической психологии (статьи были написаны для Популярной Энциклопедии Психоанализа, изданной в 1998 году издательством Олимп (Москва). 

Карл Густав Юнг - биография и основные понятия.

Психотерапия - возрожденный шаманизм или новый вид социальной экспертизы?

Практическое использование психосинтеза

Юнг и религия: противостояние Самости

 

 

 



Опубликовано 23 Май 2009, 09:46

Играя вокруг реальности, вы видите свое отражение в бесконечности ее глаз...

 

CY-PR.com HotLog

LightRay

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

регистрация сайта в каталогах    

 

 варианты оплаты  инфопоток   регистрация на сайте  вход выход

 

Приветствую гостей со всех стран и континентов!