Картинки по запросу камин гиф 

Огнь желанья.

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенныx ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья
 (Ф. Тютчев)
 
Человеческие желания… Есть ли что-то более заманчивое и таинственное? Чего только не придумывают люди, чего только не делают ради исполнения своих желаний! Вот например, не так давно стала популярной кроме привычной уже хатха-йоги и ее многочисленных фитнес-вариаций, еще одна привезенная из Индии практика – йога-нидра. Она представляет собой адаптированный Свами Сарасвати для современных европейцев вариант древней тантрической практики. Большинству из тех, кто слышал об этой практике, или занимался ею, она известна в качестве «метода расслабления». Но некоторые знают и о том, что на йога-нидре можно «загадывать желания», которые обязательно исполняются. Мне, как человеку неплохо знакомому с западными психотехниками работы с сознанием, в том числе – направленных на осуществление желаний, было крайне любопытно, к чему может привести использование подобных методов совместно с тантрической практикой – элементом другой культуры. 
 
 
Картина Сальвадора Дали

 
С этой целью я задала вопрос в нескольких йоговских сообществах о том, сбывались ли у практикующих желания, загаданные во время йога-нидры и если да – то насколько адекватным образом это происходило. В результате было получено:
 
- довольно много недоуменных вопросов «разве во время йога-нидры загадывают желания?» 
- несколько ответов йога-тичеров «у моих учеников желания сбываются». О том, имеют ли они сами подобный опыт, рассказали лишь двое. Подобная ситуация меня несколько настораживает, поскольку, по моему глубокому убеждению, вести людей по измененным состояниям сознания можно лишь так и туда, как и куда ходил сам. Иначе вряд ли сможешь предостеречь своих учеников от ошибок и гарантированно вернуть назад J 
- несколько рассуждений философского характера о том, что такое желания и почему они исполняются или нет. Да, не все так однозначно с этими самыми желаниями! Это еще раз заставляет задуматься – способен ли человек, придя на занятие по йога-нидре сформулировать желание за несколько минут вводной беседы?
- и наконец, всего несколько штук рассказов о своем опыте. Судя по ним, загаданные на йога-нидре желания исполняются вполне адекватно если они касаются развития каких-либо личных качеств. В остальных случаях – это либо желания глобального характера, осуществление которых трудно отследить и оценить однозначно, либо, в некоторых случаях, они сбываются, но несколько неожиданным образом.
Итак, мне кажется необходимым разобраться в сути предмета: что представляют собой желания современного человека с европейским менталитетом? Как он привык (или не привык) их осуществлять и что из этого выходит? 
 
Есть такие люди, которые сами не знают, чего хотят. То есть испытывают смутную тоску о чем-то, но о чем — не понятно. Чего-то им хочется - «то ли севрюги с хреном, то ли мировой революции».
Или можно еще иметь одну большую и красивую мечту, например - «увидеть Париж и умереть». Она по определению не достижима — это заложено  самой формулировке. Но ее можно всю жизнь мечтать и это, наверное, как-то даже греет и скрашивает серые будни...
 
Можно учиться в институте «куда предки приткнули», работать на непыльной должности «куда дядя устроил», создать семью « с кем тетки познакомили»... Если чего и можно при этом желать — то исключительно в строго определенных рамках, заданных теми самыми «предками, дядьками и тетками». Все прочие желания объявляются «нереалистичными» и либо переводятся в статус «мечтаний», либо вовсе отбрасываются.
 
Есть люди другого плана. Они не только смеют желать «невозможного», но и получают желаемое, причем довольно быстро и не затрачивая неимоверных усилий. Люди первого типа таких обычно не любят и подозревают в чем-то нехорошем — например, в сделке с Дьяволом. При этом, впрочем, не стесняясь обращаться к ним за помощью в трудный момент.  Люди второго типа — это не обязательно знахари, колдуны и ведьмы. Они могут быть политиками или бизнесменами — к ним люди первого типа тоже любят обращаться за помощью, а потом удивляться, что помощь оказалась не совсем такой, как они ожидали... (В этом месте тот кто всегда оправдывает ожидания других людей может бросить в меня камень :)))
«Люди такие странные: сами не знают чего хотят и все время о чем-то просят!» (с)
 
Чем же отличаются желания людей первого и второго типа? В первом случае желания обезличены, они целиком находятся в рамках общественных ценностей, норм и стереотипов. 
 Личные желания проявляются разве что в виде «неясной тоски», когда хочется «чего-то...». Во втором случае — они индивидуальны и обусловлены личными особенностями.
 
Как известно, формирование личности как таковой происходит намного позже формирования человеческого общества. На ранних стадиях развития цивилизации человек отождествляет себя с «общиной», с тем или иным сообществом, к которому он принадлежит.  Когда учение Сократа было расценено как противозаконное, ему предложили выбор: покинуть Полис ии выпить чашу с ядом. Изгнание из сообщества было равнозначно смерти. Сегодня какой-либо шустрый аферист или просто «случайно оступившийся» недотепа может уехать в другой город/страну/континент где его никто не знает и начать «новую жизнь». Такая реинкорнация без физической смерти с сохранением личности и самоидентификации.
 
В современном мире так много самых разных сообществ, культур и субкультур (постмодерн, сэр!), что соотношение личностное-общинное в сознании отдельно взятого человека может присутствовать в самых разных вариациях. Я много путешествую и мне не раз приходилось наблюдать, что, например, в Российской «глубинке» общинное сознание явно превалирует над индивидуальным, а в мегаполисах — наоборот. В Европейских странах культ индивидуальности сочетается с очень строгими общественными нормами, на Востоке — культ общинности с неожиданными для европейца степенями индивидуальной свободы... Например, в Индии никого не удивляют шествия «преданных», воспевающих Кришну (чрезвычайно громкоголосые!), или многочисленные приставалы на улицах. При этом строго соблюдается масса странноватых для европейца условностей. Например, женщины совершают омовение в  Ганге, завернувшись в сари, а мужчины — в набедренных повязках весьма откровенного покроя (далеко не каждый европеец решиться показаться в таком виде на цивильном пляже :))  Для сравнения: в Швейцарии для того чтобы надстроить еще один этаж в своем доме надо собрать разрешения у соседей — вдруг это помешает Солнцу освещать их огород! Зато на одном и том же пляже вполне можно увидеть загорающих и в купальниках, и топлес, и в абсолютно нудистском виде — каждый самовыражается как захочет, никого это не оскорбляет :) Правда, жалания европейцев иногда приводят в тупик породившую их общественную систему. Например, известный случай (имевший место в Германии, если не ошибаюсь): один человек очень хотел приобщиться к канибализму, а другой хотел быть съеденным. Нашли они друг друга по интернету и реализовали задуманное, предварительно оформив все необходимые документы — все по взаимному согласию, никаких претензий ни к кому не имеют. Новоявленного Канибалла арестовали, но очень долго не могли придумать как предъявить обвинение — уж очень грамотно были оформлены все документы...
 
Итак, что же происходит, когда формируется личность, отделяясь от общности? Формируется индивидуальное сознание и — как необходимое следствие этого — индивидуальное бессознательное. Если коллективное бессознательное содержит в себе глубинные архетипы, память рода и всего человечества, то индивидуальное бессознательное формируется после рождения и состоит (из чего бы вы думали?) - из вытесненных желаний. В результате конфликта между личными желаниями и общественными нормами кроме «образа Я», присутствующего в сознании, формируется множество «субличностей» (так К.Г. Юнг называл автономные комплексы, каждый из которых обладает значительным потенциалом энергии и стремиться занять доминирующее место в сознании). Так, помимо общественно одобряемого «образа Я», формируется Тень — то, что сознание квалифицирует как «Не-Я». Чем больше вытесненных желаний — тем больше энергии оказывается «замурованной» в бессознательном, плюс значительная часть энергии затрачивается на поддержание statu quo. То что остается — идет на реализацию «одобренных» желаний. Стоит ли удивляться, что исполняются они медленно и неохотно?
 
К.Г. Юнг утверждал, что первым шагом на пути индивидуации (движение от Эго к Самости) является знакомство с собственной Тенью. Это не означает, что он призывал реализовывать самые дикие фантазии «как они есть». Любой теневой образ содержит в себе частицу света (вспомните символ Инь-Ян), так же как любой свет содержит частицу тьмы. Знакомство с «внутренним демоном» может привести к чему угодно — сражению с ним, мирным переговорам, превращению, самопожертвованию... Главное — как только мы перестаем воспринимать данную часть себя в качестве «Не-Я», она из противника становится нашим союзником. «Разве я не уничтожаю своих врагов, превращая их в своих друзей?», как сказал Авраам Линкольн.
 
Но вернемся к осуществлению желаний. Пока человек находится в блаженном полусне common sens, его желания просты и понятны.
 
Les Flamandes dansent sans rien dire
Sans rien dire aux dimanches sonnants
Les Flamandes dansent sans rien dire
Les Flamandes ça n'est pas causant
Si elles dansent c'est parce qu'elles ont vingt ans
Et qu'à vingt ans il faut se fiancer
Se fiancer pour pouvoir se marier
Et se marier pour avoir des enfants
C'est ce que leur ont dit leurs parents
Le bedeau et même Son Eminence
L'Archiprêtre qui prêche au couvent
Et c'est pour ça et c'est pour ça qu'elles dansent
(Jacques Brel)
 
 
 
(Фламандки танцуют без слов, не тревожа воскресную тишину, в двадцать лет они танцуют чтобы обручиться, обручаются чтобы выйти замуж, выходят замуж чтобы завести детей... потому что им так сказали родители, церковный сторож и даже его Высокопреосвещенство...)
 
Сами понимаете, танец продолжается и в 30 лет, и в 40 и в 60, с небольшими поправками на изменение семейного статуса. Чтобы показать, что все идет как надо, как завещали родители и... Что характерно — это танец sans rien dire, sans frémir, sans sourire, sans mollir (без слов, без трепета, без улыбок, без колебаний). Все это — лишь ненужные помехи в серьезном деле.
 
Но вот когда система дает сбой, происходит нечто, этой самой системой не предусмотренное (девушку на выданье никак не берут замуж, в мужья попался бездельник-выпивоха, дети никак не родятся..) - тогда наступает «страх и трепет», остается либо смириться, либо пожелать... восстановления привычного хода вещей - воспользовавшись не совсем привычными средствами. Иными словами, если все возможности сознания исчерпаны — приходится обратиться к бессознательному, где нас ждет встреча с посредником между мирами — Трикстером. Гермес, Локи, Джинн, Шут в Арканах Таро, а в славянском фольклоре — Чорт. Не путать с Дьяволом, Люцифером и Аццким Сатаной. Чорт — он не такой великий и ужасный, с ним можно играть в карты на щелбаны, заключать пари, а то и верхом покататься. Но в любом случае — желание исполняется не совсем тем способом, которого ожидал. Человек либо выигрывает и обретает  волшебные способности, либо проигрывает и вместо золотых гор получает груду черепков. Но в любом случае он уже не вернется к тому бесконечному танцу без слов, без трепета, без улыбок... А как же вы хотели? Чтобы тот самый агент бессознательного, некогда изгнанный системой common sens работал на ее же укрепление? Зачем? Ее ценности годятся разве что на то, чтобы использовать их в качестве наживки. «То, что меня не убивает - делает меня сильнее» (Ф. Ницше). Любая проблема — это ступенька на пути развития. Можно напрячься и подняться на нее, а можно улечься возле и почить навеки.
 
Итак, исполнитель не совсем обычных желаний, продиктованных свойствами личности, а не общественными стереотипами — это Трикстер. Путешествие с ним — это всегда авантюра с непредсказуемым финалом. Кстати, и страх  до потери сознания  и смех до упаду гарантированы. Но вот само по себе желание за время пути может сильно трансформироваться...
 
Теперь обратимся к замечательному исследованию Трикстерного начала, предпринятом у К.Г. Юнгом в его работе «Дух Меркурий». Начнем со сказки братьев Гримм как типичного сценария взаимодействия с Трикстером.
 
«Жил однажды на свете бедный дровосек. Был у него единственный сын, которого он хотел послать учиться в университет. Однако на ученье сына он сумел выделить лишь очень незначительную сумму, так что деньги кончились задолго до экзаменов. Сын воротился домой и стал помогать отцу на работе в лесу. Как-то во время полуденного отдыха отправился он бродить по лесу и набрел на старый могучий дуб. Внезапно он услыхал чей-то голос, доносившийся из-под земли. Кто-то кричал: «Выпусти меня, выпусти!» Покопался он среди корней и нашел там плотно запечатанную бутылку, из которой вроде бы и доносился голос. Он вынул пробку — и тотчас оттуда вышел дух, который начал расти и за несколько мгновений стал высотой с полдерева. Страшным голосом закричал ему дух: «Знаешь ли ты, что меня заперли в наказание? Я — могущественный Меркурий. Кто освободит меня, тому я должен сломать шею». Молодому человеку стало не по себе, но он быстро придумал одну хитрость. «Всякий может сказать, будто сидел в этой маленькой бутылке,— стал он поддразнивать духа,— только прежде он это доказать должен». Поддавшись на уловку, дух залез обратно в бутылку. Юноша поспешил закупорить ее, и дух снова оказался пленником. На сей раз дух посулил юноше богатое вознаграждение, если тот его опять выпустит. Тогда юноша выпустил духа — и получил от того в награду небольшой лоскут вроде пластыря. «Если потрешь ты одним концом рану, то она заживет, а потрешь другим концом сталь или железо, обратятся они в серебро»,— молвил дух. Когда юноша провел этим лоскутом по своему сломанному топору, топор превратился в серебро, и он сумел продать его за четыреста талеров. Так отец с сыном избавились от всех забот и тревог. Юноша смог продолжить учение, а благодаря волшебному пластырю стал впоследствии знаменитым лекарем».
 
 
Наверняка каждый из вас вспомнил другие сказки с аналогичным сюжетом. Этот сценарий является архетипическим и потому представлен в разных культурах — конечно, со своими ньюансами.
 
Далее К.Г. Юнг говорит о различных символических значениях Духа Меркурия, а также других персонажей сказки — Дерево, студент, бутылка куда был заточен Дух... Что чрезвычайно интересно в рамках данного исследования — К.Г. Юнг приходит к выводу о двойственной природе Меркурия: он — и природа и дух, и Бог и Дьявол и одновременно — психопомп (тот кто сопровождает душу в ее путешествии). Вот что он пишет:  «Встреча бедного студента с запертым в бутылку духом Меркурием изображает духовное приключение, выпавшее на долю слепого, непробудившегося человека. Этот же мотив лежит в основе и другой сказки — о свинопасе, взобравшемся на мировое древо, и вообще образует лейтмотив алхимии. Ведь означает он не что иное как индивидуационный процесс, который подготавливается в бессознательном и лишь постепенно переходит в сознание. Излюбленный символ этого процесса в алхимии — дерево, arbor philosophica, ведущее свое происхождение от райского древа познания. В Писании, как и в нашей сказке, к познанию подталкивает и подстрекает демонический змий — или злой дух. Имея перед глазами этот библейский образец, мы не должны удивляться тому, что и дух Меркурий обладает многочисленными, мягко выражаясь, связями с темной стороной. Он ведь и сам отчасти — змеевидная демоница, Лилит или Мелюзина, на древе тайной философии. В то же время он не только причастен св. Духу, но, как утверждает алхимия, по сути, ему тождествен. Нам остается лишь смириться с этим шокирующим парадоксом — после всего, что мы выяснили на предшествующих страницах об амбивалентном архетипе духа. Наш Mercurius ambiguus просто подтверждает правило. Во всяком случае, еще неизвестно, что хуже: этот парадокс или своенравная мысль Творца оживить свой мирный, невинный сад присутствием древесного змия, явно скорее опасного, нежели безобидного, который «случайно» оказывается на том самом дереве, где как раз растут яблоки, объявленные «запретным плодом».
Не могу удержаться и не рассказать об одном случае из личного опыта. Одно время я работала в политическом консалтинге и проводила исследования на тему «образ идеального политика». Один из участников исследования, весьма тонко подметивший специфику роли политика как «исполнителя желаний», сказал, что он должен совмещать в себе качества и Бога и Дьявола — только так он сможет сочетать в себе служение и хитрость, заботливость и жесткость и прочие малосовместимые качества, необходимые для управления страной. Метафора мне понравилась и я радостно написала о ней в своем отчете. Однако, нашу девушку-корректора (вероятно,  «истинно верующую») метафора эта привела в такой ужас, что она немедленно ее удалила...
 
Итак, мы приходим к тому, что Дух Меркурий снимает кажущееся противоречие между «добром» и «злом». Он — именно тот медиатор, который способен сделать сознание целостным, он сопровождает душу человека на пути индивидуации — от Эго к Самости.
 
 
 
 
Теперь оставим тех кто кружится в вечном танце a la dance macabre или улегся возле первой же ступеньки. Посмотрим, что ожидает тех, кто посмел желать «невозможного» и получать желаемое.
 
«I want it all and I want it now»!
 
Итак, Дух выпущен из бутылки и готов к исполнению желаний. Тут то он и проявляет себя во всей красе! Понятия добра и зла ему не ведомы, блага и вреда (в том числе — по отношению к своему хозяину) — тоже. Сюжеты разных сказок о джиннах объединяет общая идея: джинн хочет обрести свободу (говоря языком психологии — занять доминирующее место в сознании), для чего ему нужно каким-то образом устранить хозяина. Либо сразу без разговоров убить, либо исполнить одно или несколько его желаний. Допустим герой оказался достаточно умен, чтобы не позволить джинну убить себя тут же после освобождения из бутылки. Кстати, вы знаете сказки с таким сюжетом? Я - нет. Наверное таким глупцам, которые не способны перехитрить джина, чтобы хотя бы остаться в живых, волшебные лампы как-то не попадаются.
 
Но тут появляется вторая ловушка — как правильно сформулировать желание? Чтобы в результате остаться живым и, по возможности, здоровым? Желание может исполниться самым неожиданным образом и привести к таким последствиям, о которых человек не мог и догадываться. Это замечательно показано в фильме «Исполнитель желаний». Прежде всего, интересна трактовка возникновения Джиннов, приведеная в предисловии к этому фильму: «Однажды, еще до сотворения мира, Бог вдохнул жизнь во Вселенную. И Свет дал жизнь Ангелам. И Земля дала жизнь Человеку. И Огонь дал жизнь Джиннам, существам обреченным на жизнь в пустоте между мирами. Тот, кто разбудит джинна, получит право на исполнение трёх желаний. Как только будет выполнено третье желание, дьявольские легионы джиннов выйдут на землю. Бойтесь только одного… Бойтесь джинна». Весьма точное описание Трикстера в его демоническом обличье! Характерно, что фильм оказался вполе кассовым и даже был номинрован на несколько премий. (К.Г. Юнг отмечал, что наибольшей популярностью пользуются те произведения массовой культуры, где архетипические образы и сюжеты проявлены наиболее явным образом). В этом фильме, снятом по канонам классиечского «ужастика», выпущенный на волю Джинн испоняет желания всех кого ни попадя, не упуская шанс подшутить над «глупыми людишками», причем делает это со всей присущей ему жестокостью и цинизмом. Девушка, желающая сохранить молодость и красоту, превращается в манекен, человек, желающий «не видеть этот ужас», становится слепым и т.д. Вы думаете что это — сказки? Нет, это суровая правда жизни показанная в метафорической форме. Вот реальный случай. Одна девушка страдала от аллергии: ее руки и лицо были усыпаны красными пятнами, что делало ее непривлекательной для мужчин. Девушка обратилась к НЛП-мастеру и он «по быстрому» убрал ей аллергию. Через несколько дней девушка познакомилась на улице с мужчиной и он... изнасиловал ее в подъезде. Формально желание девушки исполнилось — она стала привлекательной для мужчин. Однако, понятно, что совсем не о таких мужчинах она мечтала... Во всяком случае — ее сознательное Я. Кто знает, от чего она отгораживалась своей аллергией? От чего ее защищала эта болезнь?
 
Многие болезни современных людей имеют психосоматический характер. Любая болезнь (или другая «проблема») имеет свою «вторичную выгоду». У детей это просто и лежит на поверхности. «Не хочу завтра идти в школу писать контрольную — наемся мороженого и заболею ангиной!». Уж лучше ангина, чем контрольная... У взрослого человека субличность, решающая проблемы подобным образом, надежно вытеснена в подсознание. Сознательный «образ я» конечно же «ответственно относится к своим обязанностям» и не станет сознательно же вызывать болезнь, чтобы не ходить на скучную и нудную работу. Но время от времени вытесненная субличность будет для него это делать. Чем отвратительней работа — тем чаще и тяжелее болезни. Другое дело, что у скучной и нудной работы может быть своя «вторичная выгода» - например, ее престижность, которая позволяет утереть нос горделивым родственникам. Или - постоянные авралы на работе позволяют реже общаться со сварливой надоевшей женой. А в промежутках между авралами можно встречаться с любовницей, которая правда хочет замуж, и чтобы этого избежать — жена как раз очень даже кстати... Таким образом, желания образуют клубок сильно спутавшихся нитей, каждая из которых то выходит на поверхность сознания, то теряется во мраке бессознательного. При этом внимание фокусируется на проблемных точках, в то время как «вторичная выгода» чаще всего попросту не замечается и воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
 
И вот, такой человек получает шанс на исполнение желания. До этого все эти вытесненные субличности и сознательный образ Я находились в состоянии относительно устойчивого гомеостаза. Теперь — загадываем желание — резкий рывок за одну из ниточек — весь карточный домик рассыпался ко всем чертям.
 
Можно, конечно, сознательно рассчитать все вероятные последствия исполнения желания. Но в этом случае мы учтем лишь то, что видно сознанию. Знакомство с вытесненными субличностями — процесс достаточно длительный и кропотливый. Конечно, если человек занимается каким-либо духовными практиками или посещает группы «личностного роста» - ему будет легче принять свои «теневые» стороны в качестве своих собственных (хотя и здесь есть свои нюансы). Но для большинства обычных «социальных индивидов» встреча со своей Тенью оказывается настоящим шоком. Поэтому, для того чтобы грамотно сформулировать желание, учитывая при этом «интересы» каждой из субличностей, может понадобиться довольно много времени и усилий.
 
Теперь допустим, что человек в какой-то степени знаком с разными сторонами своего Я и осуществление желаний, во всяком случае, не приводит к смерти, тяжким телесным повреждениям или психотравмам. Он уверен в том что хочет того, чего хочет и со всей решимостью устремляется навстречу желаемому: «цель вижу — препятствий не замечаю!». Наконец получает желаемое и, после первого мгновения радости, начинает задумчиво чесать репу: «ну и нафига мне это?». После большего или меньшего числа таких экспериментов само по себе желание чего-то желать как-то угасает. Погоня за желаниями по принципу «охотник-жертва» перестает быть интересной. Ибо, как верно заметил Печерин «что можно испытывать к своей жертве, кроме отвращения?». Наступает скука, и тут уже даже могучий Дух Меркурий оказывается бессилен — он способен исполнять желания, но не порождать (и не пробуждать) их. Окружающий мир оказывается механистической вселенной, которой понятно как управлять, вот только вопрос — зачем?
 
СЦЕНА ИЗ ФАУСТА. БЕРЕГ МОРЯ. ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ
 
Ф а у с т
 
Мне скучно, бес.
 
     М е ф и с т о ф е л ь
 
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.
 
     Ф а у с т
 
             Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.
 
     М е ф и с т о ф е л ь
 
             Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог... о, вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но, помнится, тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? всё по пустякам.
Желал ты славы — и добился,
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?
 
     Ф а у с т
 
                 Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава... луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон... Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ...
 
     М е ф и с т о ф е л ь
 
          И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать,
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?
 
     Ф а у с т
 
            О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был...
 
     М е ф и с т о ф е л ь
 
               Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокий,
Как вы вдвоем — всё помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?
 
     Ф а у с т
 
          Говори. Ну, что?
 
     М е ф и с т о ф е л ь
 
Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал!
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она...
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело;
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо...
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье...
 
     Ф а у с т
 
Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!
 
     М е ф и с т о ф е л ь
 
Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.
 
     Ф а у с т
 
Что там белеет? говори.
 
     М е ф и с т о ф е л ь
 
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
 
     Ф а у с т
 
Всё утопить.
 
     М е ф и с т о ф е л ь
 
          Сейчас.
        (Исчезает.)

Картина Врубеля "Полет Фауста и Мефистофеля"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неизвестный художник

 

 

 

 

 

Эжен Делакруа, иллюстрации

 
     
 
Особенно злая ирония — от этого беса невозможно избавиться иначе как отправив его исполнять какой-либо желание.
Меркурий — это Ртуть. Он таков, каким мы сами его делаем каждый момент времени. Если Тень черна и огромна (что бывает при идеализации образа Я, когда человек пытается быть во всем безупречным и «правильным») - Меркурий будет грозным демоном и вырвавшись на свободу разнесет все в пух и прах. Если происходит интеграция субличностей, понятна относительность границы между сознанием и бессознателным и условность всех дихотомий — Меркурий будет милым озорником - «диким, но симпатишным» :) Исполняя ваши желания, он все время подшучивает над вами — чем серьезней вы к ним (и к себе) относитесь, тем больше подшучивает. Тем самым он дает вам почувствовать относительность всех ценностей, в том числе — того, чего вы желаете.
 
В числе прочего, Меркурий может стать одним из элементов механистического мира, подчиняющимся его законам. Набираясь сил для осуществления своих желаний, человек все больше увеличивает свое Я. Интегрируя в сознание теневые субличности, он знает и может все больше и наконец в его картине мира не остается ничего непознанного — все понятно, предсказуемо и потому — невыносимо скучно. И вот, человек хочет только одного — чуда, а оно не происходит, потому что ему неоткуда взяться в этом мире железной логики. Как говорит один из героев гениального фильма «Сталкер»: «Мир  непроходимо  скучен,  и   поэтому ни телепатии, ни привидений, ни летающих  тарелок...  ничего  этого  быть  не может. Мир управляется чугунными законами,  и  это невыносимо  скучно.  И законы эти - увы! - не нарушаются. Они не умеют нарушаться», «Нет никакого Бермудского треугольника.  Есть треугольник а бэ цэ, который равен треугольнику а-прим бэ-прим цэ-прим. Вы чувствуете, какая унылая скука заключена в этом утверждении? Вот в средние века было интересно. В каждом доме жил домовой, в каждой церкви  -  Бог... Люди были молоды! А теперь каждый четвертый - старик. Скучно,  мой  ангел, ой как скучно».
 
 Этот фильм — великолепное исследование мира человеческих желаний, написанное на языке образов. Здесь каждый из героев подошел к краю своей механистической вселенной и пытается заглянуть за свод... но это — страшно, потому что там пустота, ничто, полная неизвестность. Если Я — это все, то не-Я — это ничто. Так это выглядит в механистической картине мира. С другой стороны — только из этого мира не-Я может прийти что-то чудесное, что может наконец не быть скучным. Как же быть?
 
Ведет их Сталкер — такой странноватый и печальный психопомп. Да, Дух Меркурий может быть и таким. Что он говорит? «Пусть исполнится то, что  задумано.  Пусть  они  поверят.  И пусть посмеются над своими страстями; ведь то, что они называют  страстью, на самом деле не душевная энергия, а лишь трение  между  душой  и  внешним миром. А главное, пусть поверят в себя и станут  беспомощными,  как  дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна...»,  «Когда человек родится, он слаб и гибок,  когда  умирает,  он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно  сухо и жестко, оно умирает. Черствость и  сила  спутники  смерти,  гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело,  то  не  победит». (Кстати — цитата из Лао Цзы).
 
 
Какая насмешка над всемогущим разумом! Чтобы исполнить то самое «заветное» желание ему нужно не использовать свою силу, как он привык делать для исполнения своих желаний, а отказаться от нее.
 
Никто из героев не смог войти в ту самую заветную комнату исполнения желаний. Как говорит Сталкер в конце фильма — вообще никто из тех, кого он туда водил. (Правда, туда заходил один из сталкеров, несмотря на существующий запрет. Просил оживить погибшего брата, но получил кучу денег и повесился. А что еще может быть «заветным желанием» Меркурия, как не золото? В этом его суть — быть посредником. Так Трикстер подшутил на самим собой...). Похоже, все они оказались таинственным образом «заперты в бутылке», отделены от своего существа, от Самости. Если мы вспомним ось «эго — Самость», о которой говорил К.Г. Юнг, то мир наших героев — это раздутое до невероятных размеров Эго, а та самая комната — это Самость. В повести А.и Б. Стругацких это — золотой шар, исполняющий желания (прекрасный символ!).
 
 
Картина Сальвадора Дали
 
Можно получить желаемое, четко сформулировав что и как ты хочешь. А можно получить что-то «в дар». Это и будет «чудом» — чем-то выходящим за рамки твоего разума и рациональной логики. Но вот насколько это будет соответствовать твоему сознательному образу Я, даже со всеми интегрированными субличностями индивидуального бессознательного... То, что может подарить Самость — это приходит из мира первоначал, где слиты воедино дух и материя, идеи и инстинкты. И в то же время — этот дар сугубо индивидуален и связан с твоим предназначением, с твоей индивидуальной ролью в Космической Игре. Сознательному Я со всеми наслоениями полученными от родителей, друзей, учителей и прочих представителей социума — этот дар может быть не так уж приятен и совсем не понятен. Тем не менее — только он может сделать человека счастливым. «Счастья для всех даром и пусть никто не уйдет обиженным!»
 
А теперь — еще один сюрприз, приготовленный Трикстером. Если на границе сознания и  индивидуального бессознательного мы встречаем свою Тень, то при переходе от индивидуального бессознательного к коллективному — дополнительное начало: Аниму (женское начало — в случае доминирования мужского) или Анимус (мужское начало в случае доминирования женского). Поскольку здесь речь идет о доминировании мужского — рационального, логического начала, то дополнительным должно выступить женское — хтоническое, иррациональное, интуитивное. Только вступив в союз друг с другом (алхимическая свадьба) они способны двинуться дальше по пути индивидуации, к своей Самости. Согласно К.Г. Юнгу, знакомство с дополнительным началом и алхимическая свадьба — это сугубо внутренний процесс, который во внешнем плане может сопровождаться общением с самыми разными людьми противоположного пола — каждый (каждая) из них является одним из аспектов Анимуса (Анимы). Тем не менее, если фильм рассматривать как символический ряд, а его героев — как персонажей «духовного путешествия», то нельзя не обратить внимания: женщины в этом путешествии вообще не участвуют. Некая дама появляется в самом начале, причем явно выглядит существом «из другого мира» и ее конечно же с собой не берут. Сталкер мечтает взять с собой в «Зону» свою жену, но боится «вдруг и у тебя не получится» (войти в комнату). Да, у нее одной не получится и у него одного тоже. Получиться может только у обоих вместе. Кстати, по своей природе Трикстер — существо обоеполое, он может быть и мужчиной, и женщиной (или и тем и другим – Андрогином). Но, как мы уже говорили, Трикстер таков, каким мы сами его делаем. В мире господства мужского начала» он — мужчина, печальный и терзаемый чувством вины перед своей женой...
 
Как же выглядит путешествие за своим желанием у человека, объединившего в себе «иньское» и «янское» начала? Это – и не пассивное «ожидание чуда» и не погоня «через тернии к звездам». Пожалуй, наиболее точная метафора – «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». То есть, идти и искать конечно надо, но не фиксируясь на результате и не рисуя его заранее в своем сознании во всех деталях. Путь индивидуации – это определенное движение, требующее времени и усилий. В результате, чем дальше человек продвигается по этому пути, тем больше он открыт к «потустороннему опыту» - тому, что за пределами его Я, посланиям своей Самости. В этом смысле, любые практики, направленные на остановку  «внутреннего диалога» и «чистку сознания» (будь то работа с дыханием, пение мантр или суфийские кружения) представляют сбой такое путешествие. Правда, здесь есть свой тонкий момент. Эти практики будут эффективны в том случае, если у человека уже проработаны личные проблемы (не зря же Кастанеда уделяет такое большое внимание стиранию «личной истории», что необходимо для высвобождения энергии для магического перехода (сравните с энерго-динамической схемой работы с субличносями у К.Г. Юнга)). В противном случае, они могут как способствовать их проработке и решению, так и, напротив, усугубить их. 
 
 Теперь посмотрим, что пишет о санкальпе Свами Сарсвати: «Наиболее важнейшей частью практики йога нидры является санкальпа, решительное утверждение, которое вы составляете для себя во время каждого занятия. Все может подвести вас, но не санкальпа, сформулированная во время занятия. "Санкальпа" -  слово на санскрите, которое переводится, как "решение" или "решимость", т.е. определенные намерения, выраженные в краткой форме. Это очень важная стадия йога нидры, когда акцентируется личность и тем самым направляется в нужное русло. Если вы знаете, чего хотите достичь в жизни, санкальпа может стать творцом вашей судьбы. Возможно, что вы желаете стать художником, писателем, оратором или духовным лидером, и простая техника йога нидры позволит вам достигнуть этого. Но сначала вы должны выбрать направление». Таким образом, здесь речь идет о самореализации, о предназначении, т.е. о том, что явно находится «в ведении» Самости а не Эго. Далее: «санкальпа является весьма эффективным инструментом в руках человека, который знает, как с ней обращаться. Те же, кто не знает, что такое санкальпа, ошибочно считают, что санкальпа - это сила воли или средство для исполнения желаний. Скорее, санкальпа - это конструктивное средство преобразования всего человека. Это средство по настоящему можно понять лишь тогда, когда человек понял цель этого средства и его значение. Поначалу многие вообще не понимают, что такое санкальпа и как ее создать. Поэтому следует подождать, пока разовьется понимание». Итак, формулирование санкальпы не следует путать с «загадыванием желаний». Едва ли человек, впервые пришедший на занятие по йога-нидре способен за 5-10 минут вводной беседы понять что такое санкальпа, да еще грамотно сформулировать ее. Вместе с тем, практика йога-нидры (гармонизация всех «оболочек сознания») сделает человека более чувствительным к «голосу Самости» и приблизит его к этому пониманию. Разтождествление себя со всеми кошами, подобно буддистской медитации «Я – не мое тело, я – не мои мысли, я – не мои эмоции…» делает сознание прозрачным и потому - способным воспринять находящееся за его пределами. 
 
А вот что пишет К.Г. Юнг: «Тайна сокрыта не в кроне, но у корней дерева. Это – личность или нечто с чертами личности, обладающее поэтому и наиболее примечательными характеристиками личности – голосом, даром речи, осознанной целью. И эта таинственная личность требует, чтобы герой освободил ее. Она пленена и заточена против своей воли – заточена в земле меж корнями дерева Корни тянутся вглубь, в мир неживой материи, в царство минералов. В переводе на язык психологии это означает: самость укоренена в теле (в земле), даже в химических элементах тела. И что бы там ни значило само по себе это примечательное высказывание нашей сказки, оно ни сколько не диковеннее того чуда, какое являет собой живое растение, уходящее корнями в неодушевленную стихию земли. Алхимики описывают стихии – свои четыре первоэлемента – как radices, соответствующие pissomata Эмпедокла, видя в них составные компоненты наиболее значимого, центрального символа алхимии, lapis philosophorum, который представляет собой цель индивидуационного процесса». 
 
 Еще одна метафора пути индивидуации: возделывать почву материи для произрастания и расцвета Самости. На мой взгляд, звучит весьма вдохновляющее для работы с сознанием путем телесных практик :)
 
 
Картина - Алекс Грей
  


Опубликовано 5 Декабрь 2009, 02:08

 

 

 

Присоединяйтесь к моим проектам в соцсетях и узнавайте первыми обо всех моих новостях!
 

 

 

                                                                                               

 

Играя вокруг реальности, вы видите свое отражение в бесконечности ее глаз...

 

CY-PR.com Rambler's Top100 HotLog

LightRay

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

регистрация сайта в каталогах    

 

 варианты оплаты  инфопоток   регистрация на сайте  вход выход

 

Приветствую гостей со всех стран и континентов!