Образы власти. "Принцип реальности" или "ошибки восприятия"?

Светлана Маслова.

Около 7-ми лет я занимаюсь проведением фокус-групп политической тематики. Использование рисуночных методик является одной из наиболее любимых мной техник. (Почему – см. статью «Использование методов аналитической психологии…»). Обычно я предлагаю участникам фокус-групп изобразить на листе бумаги власть и самого себя. Затем, во время обсуждения, каждый из участников имел возможность рассказать о своем рисунке и о том, почему он выбрал именно эти образы, эти цвета, расположил их на листе бумаги так, а не иначе.

Перед тем, как перейти непосредственно к рисункам, одна небольшая ремарка. При переводе текста моего выступления на английский язык я обратила внимание на то, что значение слова «власть» в русском языке наделено большим количеством смыслов, чем его аналоги в английском языке. Действительно, в переводе на английский слово «власть» может иметь три значения: power, authority, government. При этом слово power обладает достаточно широким спектром значений: «мощь, сила, энергия, могущество, полномочие, способность, возможность». Слово authority помимо понятия «власть» может также служить обозначением людей, наделенных полномочиями, влиянием или авторитетом в той или иной области. Наконец, слово government имеет более узкий спектр значений: правительство, управление. В словаре русского языка С.И. Ожигова также приводятся три разных значения слова «власть»: «1. Право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь; 2. Политическое господство, государственное управление и его органы; 3. Лица, облеченные правительственными, административными полномочиями».

Показательно, что в повседневной речи при обсуждении действий властных структур местного или федерального уровня жители России обычно используют именно слово «власть» (например, «государственная власть», «местная власть», «наша власть» и т.п.). Такие слова, например, как Парламент, областная администрация, районная администрация и т.д. используются значительно реже и характерны в основном лишь для людей с высшим образованием, интересующихся вопросами политической жизни. Для большей же части жителей России персонифицированными оказываются лишь действия отдельных, наиболее ярких политиков - Президента РФ и лидеров некоторых политических партий, проявляющих наибольшую активность в данном регионе или в России в целом. В остальном же действия различных структур власти оказываются слабо разделенными в сознании жителей и объединяются одним чрезвычайно емким понятием - «власть».

Таким образом, в сознании жителей России представление о политиках и правительственных структурах оказывается неразрывно связанным с представлением о власти как некоторой безличной силе, могуществе, способности к действию. Языковые структуры, как известно, оказывают существенное влияние на бессознательные установки, которые задают культурологические особенности мировоззрения данной общности людей, говорящих на этом языке. Основатель одной из наиболее ярких современных школ психоанализа, Жак Лакан, утверждает, что «бессознательное структурировано как язык». Таким образом, характер взаимоотношений жителей России с властными структурами оказывается тесно связан с их собственной способностью к действиям, контактом с архетипами «Силы, Мощи», как таковыми. Как будет видно из анализа рисунков, в тех случаях, когда респондент воспринимает властные структуры полностью изолированными, отчужденными от своей собственной жизни (в психологическом плане это означает отсутствие контакта с «властью, силой»), то самого себя он воспринимает в пассивной, страдательной роли, ощущает себя бессильным перед лицом проблемной ситуации, не способным к активным действиям, влиянию на ход событий.

Я хотела бы остановиться на нескольких из полученных рисунков, наиболее типичных для респондентов.

Рисунок1. Мужчина пожилого возраста.

Характерно, что власть воспринимается как нечто подвижное и неустойчивое. Другие респонденты используют для изображения власти такие символы, как летящий самолет или облака - то, что способно в любой момент исчезнуть, испариться. Изображение облаков является также символом непредсказуемости их поведения - никогда нельзя знать точно, когда они появятся и когда исчезнут. Отметим, что довольно часто респонденты вообще отказываются изображать власть на своем рисунке, объясняя это тем, что «ее нет», «мы ее не видим».

Рисунок 2. Женщина, средний возраст.

Показательно, что в ее изображении самой себя не прорисованы ноги. Она не в состоянии двигаться, не может уйти от своих проблем или справиться с ними самостоятельно. Представителя власти она изображает в противоположной стороне листа бумаги, причем отделяет его чертой. Причем, если верхняя сторона рисунка выполнена цветными фломастерами, то представитель власти изображен шариковой ручкой. Он отделен от этой ситуации и существует как бы в безвоздушном пространстве.

Рисунок 3. Мужчина, средний возраст. На этом рисунке на первый план выходит жизнь самого респондента и его взаимоотношения с властью. У представителя власти изображена лишь голова, правая рука и верхняя часть туловища. Причем туловище изображено в виде квадрата, напоминает скорее неодушевленный предмет, чем человеческое тело. Такое изображение свидетельствует об отсутствии эмоционального контакта, рассудочном, формальном характере отношений между респондентом и властью (напоминает распространенные телевизионные образы политиков в виде «говорящих голов»). При помощи надписи выражено отношение власти к респонденту: «пусть живут как хотят». Эту фразу можно понять в двух разных значениях. С одной стороны она предполагает предоставление свободы и права выбора, с другой - нежелание помогать в решении проблем, отсутствие заботы и внимания. Подобного рода амбивалентное отношение к изменениям в России (рыночные реформы, плюрализм в идеологии и политике и т.д., что связано с переходом от монокультурной ситуации к поликультурной) является характерным для многих жителей.

В завершении анализа рисунков жителей обратимся к одному из способов интерпретации, предложенных К.Г. Юнгом, а именно - использованию символов алхимии как глубинных образов бессознательного. Учение алхимиков К.Г.Юнг рассматривает как символическое отображение психологической реальности, образное выражение (проекцию) различных состояний человеческой души. В алхимическом процессе выделяются три фазы трансформации вещества: негредо (свинец), альбедо (серебро) и рубедо (золото). Соответственно, те же три стадии характеризуют трансформацию человеческой души, его психологического состояния при столкновении с какой-либо серьезной проблемной ситуацией, которая в начале кажется неразрешимой. В данном случае особенность состоит в том, что речь идет не о личной психологической проблеме одного человека, но о проблемах социально-политического характера. Поэтому мы говорим о коллективном проживании данной проблемы, присущим целой общности людей. Как мы видели, здесь мы имеем дело с переживаниями экзистенциального уровня, проблемами жизни и смерти и тем самым сталкиваемся с переживаниями глубинного уровня, активизирующими архетипические содержания коллективного бессознательного.

Первая стадия, негредо, характеризуется состоянием депрессии, отсутствием смысла происходящего, ощущением собственного бессилия. Изображение проблемной ситуации в виде черного квадрата, преобладание темных цветов во всем рисунке является свидетельством проживания именно этой стадии. Власть (она же - сила, энергия) при этом либо отсутствует, либо оказывается неспособна что-либо изменить, поскольку оказывается ничтожной перед данной проблемой. Во всяком случае, контакт с властью утрачен, соответственно, никакие активные действия, направленные на решение проблемы, не представляются возможными. Представление о власти в данном случае носит трансцендентальный характер, она находится где-то во вне, она недосягаема.

Второй стадии, альбедо, присущи настроения мечтательности и задумчивости, отсутствия чувства реальности, некоторая надежда на улучшения без четких ориентиров и конкретных действий, погруженность во внутренний мир. Стадия альбедо - это мир эмоций без рациональности, спонтанность без волевого начала. Проблемная ситуация при этом либо игнорируется, либо воспринимается как нечто неизбежное и уже привычное. Власть в этом случае хоть и присутствует, но не предпринимает никаких активных действий: она не подавляет, не контролирует, но и не направляет, не указывает путей решения проблемы. Она говорит: «живите как хотите», она где-то присутствует, но ей нет никакого дела до происходящего. Скорее она воспринимается как некий виртуальный образ, существующий лишь на телевизионных экранах или газетных полосах, но не в повседневной реальности людей, где они оказываются предоставленными сами себе. Если на предыдущей стадии - негредо, такая ситуация воспринимается как отсутствие власти вообще, повергает в отчаяние и депрессию, то на второй стадии отчужденным оказывается лишь рациональная составляющая властного начала, доминирует власть собственных (и коллективных) эмоций, сознание зачастую затуманено алкоголем или наркотиками. Отсутствие власти как руководящего начала в повседневной жизни вызывает уже не страх и отчаяние, а эйфорию и чувство вседозволенности, альбедо - мир кочевников и бродячих актеров, гадалок и воров. Оценки и ценности в этом мире отсутствуют как таковые, так же, как и представления об иерархии. Представители власти воспринимаются либо как нечто абстрактное, виртуальное, либо (местная власть) - как «свои парни», с которыми можно распить бутылку водки и «договориться». В рисунках жителей подобное отношение к проблеме характеризуется изображением власти в виде карикатурных образов (рупор, из которого несутся обещания; человеческая фигура с телевизором вместо головы; собачонка возле забора - «лает, да не кусает»). Преобладающие цвета - холодных оттенков, изображение схематично, зачастую - простым карандашом или шариковой ручкой. Отметим, что стадия альбедо имеет свой позитивный смысл. Как известно, смех, ирония помогают взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, избавляют от чувства страха и беспомощности, тем самым подготавливая переход к следующей стадии конструктивных действий и решений.

Следующая стадия, рубедо - это мир сознания, привносящего смысл в окружающую действительность, обретение системы ценностей, иерархии, закона и порядка. Для этой стадии характерны символы солнца, огня, золота, буйства зелени. Это - мир активных действий, направленных на решение проблемы и обретения мира и гармонии. Мощь и энергия власти являются имманентными качествами этого мира. Власть сознания служит процессу интеграции противоположных начал - рассудка и эмоций, мира субъективных переживаний и активных действий. Поскольку здесь присутствует четкая структура и иерархия, то источник власти сконцентрирован в едином образе, четко персонифицирован и находится в непосредственном контакте с остальными, обеспечивая им «доступ» к архетипическому источнику Власти, способность к активным действиям. Он же задает структуру и направленность этих действий.

Проживание стадии рубедо может быть гармоничным и созидательным, но может также привести к разрушению и деградации в том случае, если равновесие между противоположными началами нарушается и они вступают в противоречие. Активность действий предполагает высокую степень контроля и в том случае, если эмоциональное начало начинает преобладать над рациональным, то активность утрачивает упорядоченность, действия приходят в противоречие друг с другом и становятся разрушительными. Если же рациональное начало становится преобладающим, то действия перестают обладать личностным смыслом для своих носителей, начинают носить формальный характер, что приводит к уходу из внешнего мира во внутренний, субъективный. В обоих случаях происходит деградация к стадии негредо (либо вследствие хаоса и взаимоуничтожения, либо - по причине ослабления внешних связей и распада) и повторению всего цикла. В политической жизни стадия рубедо может означать появление яркого лидера, способного повести за собой народ, предложить систему устройства общества (для начала - решения наиболее актуальной проблемы), рациональную и логически обоснованную, при этом учитывающую интересы различных социальных групп, выбрать лозунги и символику, находящие у них яркий эмоциональный отклик. Такой лидер, в свою очередь, подвержен двоякому риску: с одной стороны - поддаться собственным эмоциям и оставить не учтенными интересы определенных групп, что приведет к конфликту и угрозы уничтожения «извне»; с другой - опасности тоталитаризма, попытке построения общества в соответствии с некой умозрительной схемой, в результате - утрате чувства реальности и распада «изнутри». Два из рассмотренных нами рисунка - 4 и 6 иллюстрируют два разных аспекта данной стадии. На рисунке 4 яркий символ рубедо - огонь, который, как уже отмечалось, носит амбивалентный характер и может служить источником тепла и света, но может также быть разрушительным и нести гибель. Поскольку власть в данном случае отделена и существует лишь в мыслях, то скорее можно утверждать, что этот рисунок символизирует переход к стадии рубедо, активность, направленную на воссоединение с архетипом Власти. Однако, насколько устойчивым будет это воссоединение, приведет ли оно к гармонии или к пожару - неизвестно. Рисунок 6 несет в себе совершенно иное символическое содержание. Здесь стадия рубедо достигает состояния целостности и гармонии. На рисунке 4 лишь огонь относится к символике рубедо, остальные же элементы выполнены шариковой ручкой, схематичны и скорее относятся к символам альбедо. Здесь же весь рисунок выполнен желтым, «солнечным» цветом, присутствие власти и контакт с ней столь же естественны, как солнечное тепло, дающее жизнь всему живому. Пожалуй, несколько настораживает полное отсутствие на этом рисунке растительности и влаги. При отсутствии воды солнце способно привести к засухе (преобладание рассудочного начала при недостатке эмоционального) и умиранию.

Таким образом, проживание и решение проблемы во внутрипсихическом плане имеет определенные закономерности и может быть представлено в виде прохождения нескольких стадий. Когда речь идет о социально-политических проблемах, с которыми сталкивается целая общность людей, то использование рисуночных методик позволяет выявить ряд общих символов, характерных для обозначения ключевых фигур, участвующих в появлении и возможном решении данной проблемы. Причем образы эти оказываются общими для достаточно большого числа респондентов и наделены глубоким архетипическим содержанием. Анализ рисунков респондентов позволяет не только определить актуальное социально-психологическое состояние данных групп населения, но и сделать прогноз относительно наиболее вероятного развития ситуации и определить оптимальную стратегию поведения сторон, участвующих в решении актуальных проблем.



Опубликовано 3 Июль 2011, 03:02

 

Играя вокруг реальности, вы видите свое отражение в бесконечности ее глаз...

 

CY-PR.com Rambler's Top100 HotLog

LightRay

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

регистрация сайта в каталогах    

 

 варианты оплаты  инфопоток   регистрация на сайте  вход выход

 

Приветствую гостей со всех стран и континентов!