Светлана Маслова (с). Использование методов аналитической психологии в качественных социологических исследованиях (на примере интерпрет

  

0. В начале мне хотелось бы сделать замечание общеметодологического характера. Почему мне кажется уместным использовать методы аналитической психологии в качественных социологических исследованиях? Прежде всего, так же, как юнгианская психология, качественная социология базируется на феноменологической основе. В обоих случаях мы имеем дело с реальностью человеческой психики - индивидуальной или коллективной. Критерии истинности (или ложности) знания в этих случаях основываются не на математических методах и не на экспериментальной основе. Реальность сновидений не менее значима, чем физическая реальность, образы бессознательного не менее «истинны», чем предметы внешнего мира, индивидуальный миф оказывает не менее значимое влияние на жизнь человека, чем внешние события. Коллективные мифы, основанные на образах коллективного бессознательного, оказывают не меньшее влияние на судьбы общества и государства, чем события политического или социального характера. Рассказ пациента о событиях его жизни не может быть «истинным» или «ложным», любая его фантазия содержит в себе истину о нем самом. Так же на фокус-группе нет правильных или неправильных ответов, любые слухи и вымыслы о политических событиях или политиках являются их истинными образами в общественном сознании.

Иногда меня спрашивают: каким образом основываясь на данных фокус-групп можно делать выводы о состоянии общественного мнения, о мыслях и настроениях жителей целого региона или представителей того или иного сообщества? Ведь, в отличие от количественных методов, где речь идет о статистически значимом числе респондентов, здесь мы имеем дело с небольшими группами от 8-ми до 12-ти человек. Используя понятия аналитической психологии, я бы объяснила возможности качественных методов следующим образом. Используя метод репрезентативного опроса, мы имеем дело с поверхностным уровнем сознания респондентов, поскольку беседа носит достаточно формальный характер и подразумевает рациональные ответы. Затем, при помощи статистической обработки полученных ответов, мы пытаемся выявить общие закономерности общественного сознания, коллективные установки и стереотипы. Если же мы используем качественные методы, то беседа с респондентами носит менее формализованный характер, включает в себя как рациональные, так и эмоциональные компоненты, вербальное и невербальное общение, не только обычную беседу, но также игры, использование проективных тестов. Это позволяет исследователю прикоснуться к более глубоким пластам психической реальности, выявить коллективные мифы и сценарии, присущие представителям данной общности и сделать прогноз об их развитии и будущем воздействии на социальную и политическую ситуацию.

I. При обсуждении вопроса об использовании рисуночных методик при проведении фокус-групп, мне бы хотелось прежде всего остановиться на двух моментах. Первое - почему мне представляется целесообразным использование данной методики в фокус-группах? Второе - какие условия необходимо соблюдать для того, чтобы использование рисуночных методик в фокус-группах было возможным и продуктивным?

I.1. Прежде всего, метод фокус-групп и рисуночные методики представляются мне чем-то родственным с точки зрения восприятия респондентов. Научность данных методов, достоверность их результатов для большинства респондентов (впрочем, как и для заказчиков) выходит за рамки очевидности (в отличие, скажем, от количественных методов социологии, где достоверность данных основана на законах математики и статистики). При этом, точный политический прогноз, сделанный на основе фокус-групп, вызывает у заказчика не меньшее удивление, чем верное понимание психологических особенностей, основанное на интерпретации рисуночного теста. Отметим, что метод фокус-групп является достаточно новым для России (в особенности - для жителей регионов). Перед началом беседы я обычно спрашиваю у респондентов, как они сами думают, что такое фокус-группы и что мы сейчас будем делать? Слово «фокус» в русском языке тянет за собой «шлейф ассоциации», связанных с чем-то необычным, магическим. В этом смысле «фокусом» мы привыкли называть некоторое действие с неожиданным результатом, который не воспринимается как очевидный, предсказуемый. В самом деле, грамотно проведенные фокус-группы позволяют во-первых, сделать нетривиальные выводы об определенном аспекте социальной действительности и во-вторых - разработать стратегию дальнейших действий (PR-акций), направленных на ее изменение. При помощи фокус-групп возможно найти решение в таких ситуациях, которые кажутся очевидно безвыходными. Но у слова «фокус» есть и другое значение - оно может обозначать «жульничество», «обман». И если фокус-группа проведена слишком поверхностно, то при соблюдении всех формальных требований, ее результаты будут лишены эвристического потенциала, они не будут содержать ничего нового.

В этом я вижу сходство роли (работы) модератора и психолога: каждому из них присуще трикстерное начало. И тот и другой является проводником между двумя мирами: внешним и внутренним, субъективным и объективным, он способен выявить те закономерности, которые не являются очевидными. Но в других случаях он оказывается обманщиком, который «торгует воздухом». Иными словами, использование фокус-групп может оказаться «чудом» (с точки зрения обыденного сознания), а может оказаться обманом.

Наконец, еще одно значение слово «фокус», имеющее наиболее непосредственное отношение к методу фокус-групп - концентрация, фокусировка. И здесь мы затрагиваем еще одну важную тему - какие навыки необходимы модератору для успешного проведения фокус-группы? Один из них - это концентрация, «фокусировка» внимания на определенных темах. Именно основываясь на этом навыке, исследователь получает интересующую его информацию (рационального и эмоционального характера, вербальную и невербальную и т.д.). К вопросу о навыках, необходимых модератору, я вернусь чуть позже. Сейчас я бы хотела вкратце остановиться на тех практических преимуществах, которые дает использование рисуночных методик при проведении фокус-групп.

1. Во-первых, зачастую на фокус-группах мы обсуждаем темы, которые сами по себе не вызывают особого интереса у респондентов. Далеко не все из них интересуются политикой, поэтому при обычном обсуждении многие из респондентов смущаются, считая себя не достаточно осведомленными в данных вопросах. Использование рисуночных методик позволяет придать обсуждению форму игры, сделать ее более непринужденной.

2. Создавая свои рисунки, респонденты ведут себя гораздо более непринужденно, чем во время обычной беседы. Это позволяет им в своих рисунках затрагивать некоторые острые темы, которые обычно подавляются цензурой сознания и не звучат во время обсуждения.

3. Кроме того, рисуночные тесты позволяют узнать не только о сознательных установках респондентов, но и об их эмоциональном отношении к тем или иным проблемам. Это представляется крайне важным, поскольку отношение большинства людей к политическим проблемам и к политикам в большей степени основано на эмоциональном отношении, а не является результатом логических рассуждений.

4. Еще один важный момент - рисуночные тесты позволяют респондентам выражать свое отношение при помощи образов, а не слов и понятий. Таким образом, мы получаем возможность прикоснуться к глубинным слоям психики, архетипическому уровню восприятия тех или иных проблем.

I.2. Какие условия необходимо соблюдать для того, чтобы использование рисуночных методик в фокус-группах было возможным и продуктивным?

В особенности это относится к тем областям знания, где важным критерием профессионализма исследователя является не только наличие теоретических знаний, но и определенный уровень личностного развития, способность к саморефлексии и самоанализу. Именно с такой ситуацией мы имеем дело, когда речь идет об использовании качественных методов в социологических исследованиях, в том числе - фокус-групп. При проведении количественного опроса исследователь располагает определенным инструментарием, гарантирующим валидность результатов - анкета, выборка, компьютерные программы для обработки результатов, что ограничивает опасность искажения данных по причине влияния субъективного фактора. В случае использования качественных методов главным «инструментом» проведения исследования, обеспечивающим достоверность информации, являются те навыки обращения с психической реальностью, которыми он располагает. Перечислим те навыки, которые необходимы модератору:

  • Фокусировка внимания группы на определенной теме;
  • Перемещение фокуса внимания с одной темы на другую;
  • Умение задавать вопросы (майевтика);
  • Умение слушать (Эмпатическое слушание);
  • Управление групповой динамикой;
  • Безоценочность восприятия (отсутствие критических оценок и подсказок при беседе с респондентами);
  • Умение отделять собственные проекции от реальных мнений респондентов.


Использование рисуночных методик при проведении фокус-группы, безусловно, предполагает наличие специальных знаний у модератора относительно применения и интерпретации этой методики. Кроме того, использование этой методики возможно лишь тогда, когда в группе достигнут определенный уровень доверия респондентов по отношению друг к другу и к модератору.

Безусловно, опасность проекции модератором собственного отношения к предмету исследования представляет собой серьезную проблему качественных методов. В этом случае во время беседы с респондентами он не способен сохранять безоценочную позицию, а при интерпретации данных и подготовке отчета принимает во внимание лишь те высказывания респондентов, которые соответствуют его собственному отношению к предмету исследования, остальные же считает не существенными. Использование рисуночных методик позволяет зафиксировать проекции самих респондентов, сделать их зримыми. Дальнейшее обсуждение рисунков в группе дает возможность самим респондентам дать их интерпретацию.

 



Опубликовано 23 Май 2009, 10:21

Играя вокруг реальности, вы видите свое отражение в бесконечности ее глаз...

 

CY-PR.com HotLog

LightRay

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

регистрация сайта в каталогах    

 

 варианты оплаты  инфопоток   регистрация на сайте  вход выход

 

Приветствую гостей со всех стран и континентов!